(празд. 22 авг.), чудотворный образ. Согласно сказанию, Г. и. была вывезена персами из Грузии в 1622 г., во время завоевания страны шахом Аббасом I, в 1625 г. выкуплена Стефаном Лазаревым, приказчиком ярославского купца Григория Лыткина, находившимся в Персии по торговым делам. По возвращении Лазарева в Ярославль в 1629 г. Лыткин, увидев икону, вспомнил о бывшем ему таинственном внушении отправить святыню в Черногорский (Красногорский) мон-рь на Пинеге (под Архангельском), к-рому покровительствовали рус. купцы. Доставив икону в мон-рь, он построил по своему плану церковь, пожертвовал ей утварь и собрание книг (Смирнов. 1998), бо́льшую часть к-рых сам переписал.
По прибытии иконы в мон-рь начались чудесные исцеления. В 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона было установлено празднование иконе «ради чудес ее» в день принесения в мон-рь. В 1698 г. было постановлено каждый год этот образ приносить в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости»; также икону носили в Вологду, Вел. Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь, на Лену.
Икона исчезла после закрытия обители (1920-1922), позже возвращена в мон-рь: в отчете 1946 г. в Московскую Патриархию еп. Архангельского Леонтия (Смирнова) упоминается о том, что Г. и. носили во время крестного хода, к-рый совершался в 1946 г. в Архангельске. Дальнейшая судьба Г. и. неизвестна.
Особой вехой в истории и прославлении иконы был ее привоз в Москву в 1654 г. Икону поместили в ц. Св. Троицы в Никитниках, где имели двор ярославские выходцы купцы Никитниковы, ктиторы построенного на их средства храма (1628-1651). Существует мнение, что икона была привезена для поновления и наложения новой ризы.
В это время в Москве была эпидемия чумы. Ищущие помощи от иконы получали исцеления. Среди них - серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов, по чьей просьбе перед иконой был отслужен на дому молебен, в результате чего выздоровел его сын. Гавриил Евдокимов заказал для ц. Cв. Троицы список с Г. и., к-рый был помещен в центральном иконостасе слева от царских врат. Видевшие икону считали ее произведением «первоклассного изографа царской школы» (Тренев. 1903. С. 21), И. Токмаков полагал, что автором этого списка был Симон Ушаков (Токмаков. 1896. С. 120).
Еще один список Г. и. был помещен в сев. Никольском приделе; церковь освятили в честь Грузинской иконы Божией Матери, что отразилось в названии переулка, ведущего от храма на Варварку.
К 250-летию прославления иконы (1904) в нижнем помещении церкви на средства почетного гражданина города А. В. Александрова устроили придел в честь Грузинской иконы Божией Матери.
В московском Алексеевском мон-ре на Пречистенке с 1654 г. также была известна Г. и., стоявшая в главном Крестовоздвиженском храме. Появление ее в мон-ре овеяно легендой: больной монахине явился некто во сне и сказал, что в мон-рь не надо приносить для молебна о здравии образ из ц. Св. Троицы, т. к. в обители есть такая же забытая икона. Образ отыскали, и после молебна перед ним монахиня выздоровела. Прославившаяся икона была украшена драгоценным окладом на средства царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. По описи Алексеевского мон-ря 1757 г. реконструируется оклад этой иконы (Романский. 1903). Празднование иконе 15 авг. в мон-ре происходило с чином освящения воды и окропления келий в память избавления от чумы в 1654 г.
Сохранилась происходящая из Алексеевского мон-ря Г. и. (XVII в.?), перенесенная из закрытого мон-ря, что в Красном селе, в храм Воскресения Христова в Сокольниках.
Еще один московский список Г. и. находился в ц. Покрова на Воронцовом поле, к-рая по приделу также иногда именовалась «Грузинская», как и близлежащий переулок. В 1706 г. усердием царицы Параскевы Феодоровны для иконы был создан драгоценный киот. После закрытия храма икона была сохранена и в наст. время находится в ц. св. Мартина Исповедника на Таганке (Козаржевский. 2005).
Чудотворный список Г. и. с 1661 г. находился в Казанской епархии в Раифской Богородицкой пуст. Для написания этого образа митр. Казанский Лаврентий посылал одного из лучших иконописцев в Красногорский мон-рь. Список Раифской пуст. также прославился чудесами и торжественно чествовался. Ежегодно совершался крестный ход в Свияжск к вечернему богослужению, а на следующий день - на реку и вокруг города. В течение 2 недель образ носили по домам и окрестным селам, но к 22 авг. святыню возвращали в Раифскую пуст. Так же как первообраз и последующие списки, этот список был украшен богатой ризой. Икона сохранилась после закрытия мон-ря, а по его возобновлении в 90-х гг. XX в. помещена в ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери (построена по проекту М. П. Коринфского в 1835-1842).
В 1698 г. по благословению архиеп. Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) смотрителем Московской типографии Ф. Поликарповым были составлены канон и тропарь Г. и. Существует также служба, известная по списку сказания об иконе, и молитва, к-рая читалась перед иконой (список 1654) в Алексеевском мон-ре в Москве, где ее чествовали 15 авг. в память чудесного обретения списка.
Утрата первообраза Г. и. Красногорского мон-ря (описание сохр. в монастырской описи - Макарий (Миролюбов). 1880; Васильев. 1880; Челмогорский. 1902) отчасти возмещается списком 1707 г., исполненным жалованным изографом кремлевской Оружейной палаты Кириллом Улановым с сыном Иваном (43×30 см; происхождение неизвестно, ГТГ) (Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. № 907; Чудотворный образ: Иконы Богоматери в Третьяковской галерее. М., 1999. № 16). На нижнем поле иконы надпись: « [1707] написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». Ниже - надпись с указанием имен мастеров, выполненная более мелкими буквами. В икону вмонтированы 4 крупных мощевика, залитые мастикой; отверстия сохранили следы крепления оклада. Иконография списка 1707 г. совпадает со всеми известными ранними образами Г. и. Этот вариант Одигитрии близок к изводу Перивлепты. Богородица изображена фронтально, со слегка повернутой и склоненной к Младенцу головой; полы мафория расходятся, открывая горловину хитона; окаймления хитона, мафория и зарукавья украшены жемчугом и драгоценными камнями. Левой рукой в традиц. положении Богородица поддерживает сидящего и повернутого к Ней Младенца, правая - в жесте моления (как знак поклонения Сыну). Голова Младенца слегка откинута назад, правая благословляющая рука поднята вертикально, в левой - свиток. Особенностью извода Г. и. является изображение правой ножки Младенца, подвернутой под левую обнаженной подошвой наружу (эта деталь не характерна для Перивлепты и иная, чем на Тихвинской иконе Божией Матери). Одежды Богоматери и Младенца на образе 1707 г. разделаны сплошным ассистом, что характерно для работ царских изографов. Возможно, эта особенность согласуется с драгоценной сплошной ризой первообраза, известной по монастырской описи («Обложен весь образ серебром резью: венцы, средина и поля, и позолочен весь оклад почестным серебром» - Макарий (Миролюбов). 1880). Если на первообразе сохранялся характерный для груз. икон сплошной чеканный оклад, то это определяло особенность украшения списков ассистом и драгоценной ризой, оставляющей незакрытыми только личное, как и на груз. иконах.
Извод Г. и. имеет среди памятников Грузии X-XVI вв. аналогии и широко распространен, особенно в Кахети (Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство: Исслед. по истории груз. средневек. искусства. Тбилиси, 1959. № 46, 148, 182, 546, 555; Гусева. 1995).